Сегодня мы хорошо знаем обо всех группах оборудования Шимано, их названия и назначения от самых простых для подростковых велосипедов и любительского катания - до группы для профессионального спорта и участия в мировых чемпионатах.


Но знали ли вы, что в начале формирования этой сложной иерархии оборудования для горных велосипедов, компания Шимано имела еще одну, весьма перспективную и интересную серию под названием STX.
Мы расскажем Вам что это за группа, какое именно место она занимала, когда выпускалась, и почему сегодня это уже только история.

 

 

 

 

Это были лихие 90-е. Встречайте Shimano STX

 

Итак, в 90-х мир уже окончательно был захвачен лихорадкой катания на горных велосипедах и основными действующими лицами этого театра были, конечно, производители велосипедов и производители оборудования к этим же велосипедам, в том числе и компания из Японии - Shimano.

В 1994 году в арсенале компании уже были такие МТБ группы оборудования как: Tourney, Altus, Alivio, Deore LX, Deore XT и XTR. И именно в этом году японская компания представила миру еще одну группу оборудования в сразу двух вариациях: STX MC30/31 и STX SE (special edition).


 

Серия MC30/31-CH получила трансмиссию 3 на 7 и кантиливерные тормоза. В группе были представлены: комплект втулок, кассета, педали, комплект тормозов, моноблоков, шатунов, передний и задний переключатель а также цепь и каретка.
SE отличалась от стандартного набора блестящей дымчато-серой окраской, за счет обработки поверхности и черных элементов, в то время как STX были в основном серебряные. По сути, кроме передней панели, это были одинаковые компоненты, только с разным цветовых окрасах. Однако, при детальном рассмотрении постеров и каталогов того времени, мы заметили что в серии SE также был представлен еще один компонент, который даже сейчас не входит в группы -это рулевая колонка.

 

В 1995 году STX SE был заменен на обновленную серию STX RC MC33, получив хоть и незначительные но обновления.
Стандартный STX также обновился с учетом новых технологий и доработок.

 
 

 

Здесь важно добавить что при том, что сейчас наша вело-индустрия развивается семимильными шагами и каждый год мы получаем на рынке велосипедов тысячи новых продуктов, все же, в основном, это одни и те же технологии, несколько модернизированные а местами и просто перепакованы в новую обертку маркетологами.
А вот в 80-х и 90-х годах люди действительно только открывали для себя что такое «быстро и круто кататься на велосипеде» и очень многие привычные сегодня нам вещей и технологий еще не существовали.
Тогда эта индустрия получала новые открытия каждый год. Трудно представить, но было время когда инженеры впервые изобрели тормоза V-brake, а потом, через некоторое время, кассету на 8 и 9, позже - технологию Hyperglide и шатуны Hollowtech.

 

Так вот в 95-м STX получил обработку поверхности "Cromica Bronze" на монетках, тормозах, машинках и внешней части цепи, а также несколько технологий, что улучшили характеристики оборудования, а именно: антивибрационную систему тормозов M-System и подводку троса к заднему переключателю IG Drivetrain.
STX RC был серебряным и получил дополнительно улучшения оптического дисплея на моноблоках, а также технологии Parallax Hubs, то есть крепления колес с помощью алюминиевых эксцентриков. RC имел больше вариаций "лучшего качества", чем обычный STX, то есть они больше не имели одинаковых компонентов в разных цветах.

 

В 1996 году группа STX снова претерпела незначительные, почти не заметных изменений.
Основные усовершенствования получили системы шатунов, а также система сцепления барабанов втулок по технологии Silent Clutch Freehub, что как раз накануне была представлена компанией Shimano.
Серия STX в очередной раз обновила индекс на MC34, тогда как STX RC представил MC36.

 

 

В 1997 году STX получил отдельные скоростные переключатели передач, то есть шиферы и отдельные тормозные ручки, также в компании отказались от покрытия "Cromica Bronze" и вернули серии уже фирменный серебряный цвет.

 

 

STX RC также претерпел нескольких существенных изменений:

  • втулка под 8ми скоростные кассеты MC38;
  • новый задний переключатель MC38 на 8 скоростей, причем параллельно были доступны и 7скоростные варианты;
  • также в серии были представлены и отдельные шиферы с возможностью комбинирования с ручками V-brake и Canti;
  • ну и уже традиционно для этой подгруппы дополнительный элемент рулевая колонка.

С этого всего можем сделать вывод, что обновление группы STX RC 1997 году была максимально существенным, а набор запчастей довольно широким.

 

Рынок всегда требует большего. Пик популярности.

 

После такого крупного обновления группы, инженерам было важно превзойти свои прошлые успехи, и нужно было ежегодное обновление групп? Как мы знаем, в современной истории Шимано обновления групп происходит каждые 4 года, возможно, из-за исчерпанности новых технологий, а по тем временам от инженеров каждый год ожидали чего-то нового и каждый раз более существенного.
И уже в 1998 году группа STX очередной раз обновляется.
Группа оставляет 7-скоростные комплекты трансмиссий, однако, уже в следующем году отказывается от них.
Подгруппа STX RC получила новый набор цепей и здесь уже были варианты трансмиссий лишь на 8 скоростей. Также оба набора групп получили новые системы тормозов V40 и MC40 а системы кантиливерних тормозов были полностью отвергнуты в более низкие группы.

 

Несмотря на довольно успешную тенденцию продаж и популярность оборудования среди велосипедистов, в этом же году руководством, совместно с отделом маркетинга компании, было принято решение о прекращении выпуска групп STX и STX RC.
В конце 1999 года - выпуск групп STX и STX RC были окончательно прекращены, а в конце 2001 с конвейера компании сошли последние запасные части этой серии.

 

Конец выпуска серии SHIMANO STX. Что дальше?

Казалось бы, печальная история с печальным концом, однако, если смотреть на ситуацию через призму времени и на то, что мы имеем сегодня в мире МТБ компонентов - то не все так печально. Ведь сегодня мы не имеем проблем с выбором трансмиссий или недостаточностью технологий. Трансмиссия и тормоза современного горного велосипеда для профессионалов - это высокотехнологичное устройство, а любой обычный велосипед для прогулок в лесу - это сочетание технологий, в которые еще 20-30 лет назад не все могли поверить - не то что желать.

 

Какую нишу она занимала в иерархии групп Shimano MTB.

Инженеры и маркетологи Shimano позиционировали STX как первую ступеньку уже с действительно качественным оборудованием для серьезных задач. Вы могли поехать на тренировки, или в горы с STX и полностью удовлетворить свои потребности в велосипеде, ведь он был оборудован надежным STX.
RC была лимитированной и улучшенной серией STX и неплохим маркетинговым ходом. Даже когда вы хотели действительно крутой велосипед и шли в магазин за велосипедом с оборудованием STX, консультант вам вежливо предлагал доплатить еще немного и получить оснащение STX RC. Это стандартная современная модель продаж.
В целом Shimano всегда умели продавать, впрочем и обвинить их в этом невозможно, ведь делать действительно правильные вещи они также умели.
В современной системе уровней оборудования, группа STX законно заняла бы свое место где-то между группой Alivio и SLX, на месте современного Deore. В конце концов, именно Deore LX и Alivio в свое время и распределили между собой, и заменили эту группу, а затем и LX был заменен уже всем знакомой нам современной группой Shimano Deore.

 

О причинах почему именно STX перестали производить, на мой взгляд их было несколько и все они оправданы

Во-первых. Высокая конкуренция внутри бренда. На момент представления серии в Шимано уже была серия Altus, Deore LX. И даже мало известная серия MJ которая, правда в 1994 году и исчезла. Потом появилась Acera, активно расширилась линейка Deore XT. То есть в сегменте среднего уровня компонентов в Shimano уже был "фулхаус" и наделять каждую линейку каким-то уникальными особенностями из года в год было уже довольно тяжело, тем более, когда индустрия долгое время крутится вокруг стандартных трансмиссий с 21-й скоростью и ободными тормозами.

Во-вторых. Маркетинг - как было сказано ранее, Shimano всегда знали как продать и довольно тонко чувствуют рынок. Поддерживать одну и ту же группу трудно в условиях таких же конкурентных серий. Именно поэтому вывод с продажи серии и замещение её более популярной на то время серией Deore LX было правильным решение в первую очередь, экономически, ведь серия не стала убыточной и фактически прекратила свое существование на пике популярности, тем самым подогрела внимание публики к тому, что нового им предложит производитель.

Ну и последнее - это технологии. В велоиндустрию начали массово приходить новые технологии производства, новые материалы и методы проектирования. С каждым годом улучшения характеристик становились все более существенные и умелый ремаркетинг и смена имиджа помогли компании завоевывать новых клиентов. Да, то что считалось инновационным в начале 90-х, в начале 2000-х уже с легкостью могло восприниматься как синоним «устаревших технологий».
Своевременная смена имиджа, изменение названий, дизайна и маркетинговых стратегий помогла японской компании всегда выглядеть современно и актуально. Так, например, STX выглядела новинкой, а уже через несколько лет Deore LX вытеснил серию как более инновационный продукт, а еще позже и Deore LX была ликвидирована как устаревшая.

 

Надеюсь Вам понравился наш материал

Делитесь своими впечатлениями в комментариях под этой статьей, дополняйте интересными фактами которые возможно мы не упомянули в этой статье, а также распространяйте ссылки на статью и в социальных сетях, это будет для нас дополнительный стимул к созданию новых подобных статей.
Спасибо, что дочитали этот небольшой экскурс в прошлое, также дарим Вам -5% на весь товар в нашем магазине по промокоду 
promoblog5.